Wednesday, November 26, 2008

Рефакторинг образования: Глава 3 — Всё остальное является избыточным знанием

Путь современного человека неизвестен абсолютно. Для того чтобы пройти этот путь, оставаясь ведущим, а не ведомым — исключительно важным является навык мыслить эмпирически, нетривиально, критически и свободно. Свободное мышление проявляется только в свободном окружении, это так же верно для эмпирики, критичности и нетривиальности.

Допустим мы знаем, что пар горячий, лед холодный, а вода — мокрая. Это прекрасные знания, они помогут нам мыслить эмпирически. Если они оспариваются другими источниками, недостаточно убедительными для нас — мы уже мыслим критично и свободно, делая сознательный выбор в пользу этих знаний. Если ко всему перечисленному мы находим этим знаниям необычное применение, добавляется характеристика нетривиальности.

Как противоположный пример, знание того, что для экономической стабильности страны нужна конкретно взятая экономическая модель — противоречит необходимым характеристикам: оно навязано без доказательств (нет свободы), не требует осмысления (нет эмпирики), аксиомарно (тривиально), и откровенно вредно без знания о других экономических моделях (не критично).

Углубленные фрагментарные знания ошибочно считаются большой ценностью: они являются продуктом интеллектуальной деятельности множества поколений, посвятивших себя изучению узкой предметной области, однако не дают комплексного понимания обучаемому. Знание крылатых фраз на латыни не позволяет человеку утверждать, что он знает латынь. Кроме того углубленные знания не должны быть навязаны базовым образованием — они должны становиться результатом целенаправленного желания ученика освоить узкую предметную область, которая ему интересна.

Современный человек не нуждается в гипертрофированном объеме тривиальных решений, как не нужны ему все те продукты, которые производятся; услуги, которые оказываются и рекламируются. Объем знаний накопленный человечеством огромен, количество выработанных тривиальных решений избыточно, и они чрезвычайно скудно структурированы. Изучение этих углубленных, но фрагментированных знаний наносит ущерб и пожирает самый драгоценный и невосполнимый ресурс: время.

Современное индустриальное образование действительно покрывает широкий спектр наук, формируя разносторонне развитую личность. Но вместе с этим оно преподносит набор бесполезных, устаревших (неэффективных или даже ошибочных), и неинтересных конкретно взятому человеку знаний.

Получив представление обо всех изученных областях практической и научной деятельности человечества, и сделав свой выбор относительно интересующих сфер знаний, ученик сможет самостоятельно отсеять из своей программы обучения знания избыточные, сконцентрировавшись на знаниях углубленных, которые ему интересны. Согласитесь, что знание квантовой физики, высшей математики или нераспространённого иностранного языка дальнего зарубежья не критично для жизни современного человека, и принесет ему пользу только если человек действительно желает разбираться в этих предметах. Тем не менее знания о существовании перечисленных наук, и представление об их сути — исключительно важны!

Стоит также отметить, что сторонники государственного заказа на определённых специалистов  упускают из виду, что в условиях открытых рыночных отношений формирование специалистов будет происходить естественным путём, заполняя все ниши специализации на конкурентной основе. При этом высшее образование автоматически перестаёт быть условно бесплатным, становясь товаром свободного выбора, в то время как базовое обучение (первого и второго этапов) должны предоставляться каждому без исключения в полном объеме, дабы подготовить сырьевую базу, из которых станут выкристаллизовываться будущие специалисты высших категорий.

Нужно в конце концов усвоить, что чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, нужно просто ему не мешать. То есть, нужно относиться к ребёнку как к личности, имеющей право сопротивляться настоящему, а не как к роботу. Если ребёнок не хочет читать книжку, а хочет играть в футбол — пусть играет. Это его жизнь. А приучая ребёнка к слову "надо", мы приучаем его быть зависимым и несамостоятельным.

P.S. На Альберта Эйнштейна продолжают до сих пор ссылаться потому, что он дал понять всему Миру, что единственный способ совершить открытие — умение сменить точку зрения. Ведь ни одна задача не решается на том уровне, на котором она поставлена. А само Знание есть круг соприкосновения с неведомым.

2 comments:

E1Cabr0n said...

Кстати... Если говорить об образовании в разрезе "будущее в настоящем", то вспоминается Виндж "Конец радуг". Пока читал, в голове почему-то всплывало. Связь не прямая, но вот что-то гложет. Все таки он там тему образования в будущем затронул не как последнюю.

Артём Пригоров said...

Спасибо за наводку, обязательно почитаю.