Wednesday, November 26, 2008

Рефакторинг образования: Глава 1 — Индустриальная школа.

— Задача образования очень проста: отобрать способных к работе людей и сделать из них хороших исполнителей, которых можно загрузить сложной профильной работой. Принимая на работу человека с дипломом, я хочу быть уверенным, что он сможет выполнять порученную ему работу даже в тех случаях, когда не понимает её смысла.

Ф. Морган

Сказания древних времён упоминают мудрецов, однако в современности никто не кажется достойным носить этот гордый титул. Сегодняшняя повальная «грамотность» является современным аналогом росписи крестом; для мудрости же не достаточно отрывочных, бездоказательных, навязанных знаний, несущих ярлык «верно».

К тому же чем больше информации накапливает человечество, тем меньше удается останавливаться на подробностях. Накопленные знания уже не влезают в одну голову за время одной жизни; перегрузка материалом плохо сказывается на усвоении, потому что современные средства обучения не поспевают за объемами знаний, доступных для освоения.

Идеал образованности стал недостижим. Это привело к резкому снижению культурного уровня элиты. Рыцарство исчезло потому, что дисциплинированный строй с копьями стал эффективнее высококвалифицированного военного, а стоил дешевле. Университет оказался эффективнее философов. Школа — полезнее гувернёров. Декламации Горация и греческих философов потеряли актуальность, когда стало окончательно ясно, что даже очень умный человек не может знать и помнить всего.

Наука всех поразила чудесами; европейская культура оказалась не единственной стоящей; отцы-основатели религиозных учений утратили монополию на мудрость; дворянство перестало быть рыцарством; города обрели независимость; рабовладельческий, крепостной и тоталитарный строй постепенно сменила феминизированная, политически корректная демократия…

В конечном счете, произошли буржуазная, религиозная, промышленная и сексуальная революции, которые привели к появлению множества «среднеинтеллектуалов».

— Знаете, в чем корень всех зол? Мы принадлежим к последнему из трех поколений, которые по какому-то загадочному капризу создала история. Первому поколению нужен Бог, и оно его придумывает. Второе возводит Богу святилища и старается во всем ему следовать. А третье растаскивает по кусочку эти святилища и строит из них публичные дома, где лелеет свою алчность, сластолюбие и похоть. Да, друг мой: богов и героев неизбежно сменяют посредственности, трусы и слабоумные.

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

История показывает, что чем большая масса населения занята, и чем больше по времени эта занятость, тем общество стабильнее как в хорошем, так и в плохом смысле. В первую очередь это сказывается на скорости прогресса и фундаментальных изменений социальной структуры: чем быстрее прогресс, тем меньше нужны крестьяне с мотыгами, и тем больше нужны конструктора тракторов. Первыми образованными людьми (учёными) становятся те, кто придумывает трактор, а потом пытается его совершенствовать. Они учат первых конструкторов тракторов (технологов).

На этом этапе появляется массовое образование. Индустриализация обосновывает появление школ, которые выполняют социальный заказ: обеспечение фабрик и заводов работниками. Цели школьного образования становятся ясны: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями; научить читать и считать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы. Из детей печатают «человека индустриального», обрабатывая его по определенной технологии.

Индустриальная школа формируется на базе церковно-приходских школ, где учились те дети, которые позднее создавали новую систему образования. Церковно-приходская школа оставляет в наследие максимальное уничтожение индивидуальности. Ведь дети непоседливы, с ними сложно работать. Преподавателей, которые могут удержать своим авторитетом и интеллектом группу индивидуальностей очень трудно найти. Проще пойти другим путем — подавить индивидуальность и у преподавателя, и у детей.

Предоставить среднее (базовое) образование — это заявленная цель индустриальной школы. Научить подчиняться воле старшего, инструкциям, правилам — это не столь явно называемая, но не менее значимая для школы цель. Пожалуй, даже более значимая. Школа всегда более болезненно относится к нарушению дисциплины, чем к неуспеваемости ученика. Даже если это нарушение давно устаревших правил. Школа проще допускает изменение элементов содержания обучения, чем ломку устоявшихся способов обучения.

Утрированный принцип индустриальной школы следующий: из десяти бывших крестьян, научившихся грамоте, хотя бы один окажется способным стать конструктором тракторов, пойдет учиться дальше, выучится, сотворит трактор, и тем окупит затраты на обучение оставшихся девятерых «грамотеев». Лишние крестьяне освобождаются от работы и получают условную грамотность. Они становятся специалистами. Они, по сути, побочный продукт, появившийся от хорошей жизни. Со временем, сей побочный продукт становится необходимым условием комфортного существования народа. На этом этапе гуманитарные знания сильно теряют в качестве и расползаются количественно. Теперь вовсе не каждый образованный человек, читает по-гречески и мимоходом цитирует Горация в личной переписке как дворянин или священник, зато крестики все больше уступают место нормальным подписям.

Обусловлено это тем, что ради достижения стабильности предприятия идеалом для менеджера становится организация, максимально независимая от индивидуальных способностей служащих. Этот идеал постепенно проникает в индустрии высоких технологий, в которой он чрезвычайно неуместен и отталкивает от сотрудничества промышленников с блестящими и оригинальными учеными. В соответствии с этим, повышенное внимание со стороны индустрии оказывает сильное давление на университеты — не поощрять увлечения вроде академического образования, а углубляться в профессиональную подготовку того или иного рода.

Как следствие создателей тракторов начинают делать из потенциального ученого, из подающей надежды доярки, из обещающего милиционера. Всё это работает неплохо, пока просвещенный пролетарий в таких количествах остаётся нужен, однако его статус в обществе сильно меняется, потому что товар, который он производил — теряет свое значение: уже изобретены хот-дог, кока-кола, мыльная опера, и налажено их производство.

Тем не менее такая ситуация сохраняется на весь период «индустриализации всей страны», пока со временем всё, что общество считало необходимым индустриализовать — оно не индустриализирует.

И тут выясняется, что непосредственно товар — сам предмет — мало кого уже интересует, поскольку становится легок в производстве и дёшев в массовом сознании. В то же время побочного продукта накопилось с излишком: становится никому не нужно такое количество конструкторов тракторов, а инженеры превращаются в беднейшую часть населения. В таких условиях всё, имеющее не максимальную актуальность, быстро и стремительно приходит в упадок. Фундаментальные научные знания в области гуманитарных, технических и естественных наук быстро устаревают из-за отсутствия широкого спроса, и как следствие — финансирования.

Некоторые люди продолжают стремиться к развитию, но в условиях информационного вакуума, широчайшего выбора, и невозможности разобраться в своей «мотыге» самому, они теряют интерес к предмету. На смену обоснованной уверенности приходит доверие к торговой марке, рекламной кампании.

Так плановая потребность в кадрах нарушает гармонию развития человечества, создавая обученных, но необразованных тупиц, которые к 40 годам уже не способны обучаться новому, считая любое обучение сложным, потому что голова уже забита знаниями сомнительной важности.

Продолжение следует...

No comments: