Wednesday, November 26, 2008

Рефакторинг образования: Глава 2 — В поисках гармонии

Итак, предметный товар потерял свое значение, и наступило время сферы услуг в самом широком смысле этого слова. Это сфера развлечений широкого потребления: фотографы, журналисты, web-дизайнеры, пиарщики, рекламщики… Вместе с тем учёные, милиционеры и доярки по-прежнему вынуждены ютится в узких рамках данного образа. Поэтому задача новой образовательной парадигмы — обозначить новый образ современного человека и предоставить каждому возможность соответствовать этому образу.

Вы задумывались над тем, как часто человек, бывает, останавливается на полпути, или даже когда его «жизненная цель» почти достигнута, чтобы переосмыслить свои стереотипы, пересмотреть свои взгляды? Причина кроется в том, что в современной школе человек, не может научиться гармоничному взаимоотношению с миром, не может научиться воздействовать на окружающую среду, не разрушая ее.

Какие задачи учит решать современная «индустриальная» школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это — совершенно разного типа задачи. Неумение родителей распознать в собственном ребенке таланты и способности, а подчас и желание подарить ему Насильное Счастье Стабильности в виде «достойной работы и зарплаты», стрижёт нации под одну гребенку.

И это в то время, как гений определенного профиля находится в каждом! А всё, что нужно сделать — выяснить какого именно профиля этот гений!

В информационном обществе благополучие, достойный уровень жизни, а порой и само выживание человека прямо зависят от способности принимать решения в ситуации крайней неопределенности — иными словами, от способности непрестанно учиться, а значит, от владения умениями и навыками поиска информации, ее анализа, обработки, распространения и предоставления другим людям. Сегодня в развитых странах только около 10% населения заняты в поточно-массовом производстве. Зато все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. В этом случае на первое место выдвигается задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. В современном постиндустриальном мире, человек сталкивается с совершенно иными вызовами, не столько иерархического характера, сколько со способностью организовывать горизонтальные (сетевые) взаимодействия. Скорость происходящих перемен, постоянное появление новых технологий, быстрое изменение требований рынка труда, а также требований к характеру трудовых операций, к компьютерной грамотности работников приводят к тому, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности.

Появляется новый вид задач: открытых, обусловленных огромным богатством выбора. В этом богатстве нужно учиться жить. Ведь неумение решать эти задачи не просто снижает успешность человека, но приводит к возникновению целого букета психосоматических заболеваний и суицидальных побуждений.

Среднестатистическая современная школьная программа — ширпотреб, который в дорогих школах завёрнут в дорогую упаковку, да и только. Проблема в том, что любая школьная программа навязывает учащемуся устаревшие, а значит ненужные знания, вместо важнейшего учения умению обучаться.

Современный же уровень развития рыночной экономики, построение гражданского общества предполагают иное качество образования, обеспечивающее подготовку человека не столько к индустриальному обществу, сколько к обществу экономики, построенной на знаниях. Образование в информационном обществе имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации, но и воздействия условий быстро меняющегося мира. В последнем случае перед человеком встает необходимость постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно чувствовать себя в изменяющемся мире.

Таким образом, происходит ориентация на образование как на средство достижения каких-либо значимых для индивида целей и ориентация на образование как ценность, что предполагает предоставление человеку возможности использовать образование как гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала.

Первый этап такого образования должен способствовать развитию способностей учащихся: мышлению, воображению, памяти. Основным влиянием на формирование умственных способностей учащихся обладает изучение языков (и здесь нельзя ограничиться государственным) и математики, а вовсе не инструментальных фрагментов наук. Школа не должна давать набор знаний, она должна прививать навыки их приобретения. Школа должна научить получать знания (научить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни и социальной пригодности).

Для того чтобы ребёнок научился овладевать новыми знаниями, не требуются 10 лет: в действительности ребенка насильно удерживают в школе, чтобы он не попадал под влияние улицы, не усложнял жизнь родителям; и если чему и учат, то только умению подчинятся. На это уходят материальные и временные средства, несопоставимые с отдачей. Существует более рациональный способ формирования личности. В современном мире для успешного развития современному ребёнку нужны вовсе не рафинированные знания, вычлененные из существующих предметных областей.

Становится очевидно, что для того, чтобы научиться читать и писать на государственном и родном языках, на английском языке, как на признанном общемировом, а также на языках ближнего зарубежья, научиться считать, мыслить логически, организовывать других и своё жизненное пространство, самоорганизовываться, и самое главное — задавать вопросы, — не нужно целых десять лет.

Всему же остальному ребёнок научится сам, по мере необходимости. Ведущей функцией учителя на первом этапе является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе, и формирования у него мотивации к непрерывному образованию.

В действительности дети очень любят задавать вопросы - часто по теме, раздражающей их родителей. Вопросы рождаются из естественной потребности знать. Родители порой становятся первым, что разрушает эту любознательность. Дальше она уменьшается с получением устаревшего образования, так как система предполагает наличие готовых ответов, навязываемых ребенку. И в конце концов детская потребность в творчестве атрофируется.

Ограничивая размышление обучающихся о дилемме «правильно-неправильно» мы разрушаем их природную любознательность, подавляем энтузиазм и убиваем способность к творчеству. Это, без сомнения, удерживает детей от полного раскрытия собственного потенциала, способного принести жизненный успех.

Также следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах. И вторым этапом образования должно стать формирование у ребенка представления в областях практической и научной деятельности: разнообразных иностранных и искусственных языках, гуманитарных, естественных и точных науках, информатике, физической и эстетической культуре. В таких условиях задачей образования также является не инъекция тривиальных решений и методов в головы учащихся, а открытие и развитие предрасположенностей индивидуума посредством ознакомления его с известными человечеству знаниями, воспитанию желания знать то, что интересно. Ученик должен осознать богатство выбора знаний, которые доступны на данном этапе развития науки.

Применимое на данном этапе нелинейное обучение предполагает использование специальных методов обучения, которые формируют у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное время. Происходит не механическое накапливание знаний «впрок», человек получает лишь необходимые понятия. Остальные знания он получает как «информационный пакет», которым может воспользоваться при необходимости. Дополняется это модульной организацией процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения. Таким образом, нелинейный процесс обучения — это процесс, в котором школьник имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддержке учителя; содержание и способы деятельности школьника ставят его в позицию, побуждающую действовать активно и самостоятельно; каждый школьник имеет возможность разработать свою собственную программу изучения того или иного курса, включающего обязательный внутренний модуль (ядро) и вариативный внешний модуль (оболочку); у каждого школьника имеется возможность перехода в течение урока от одной формы обучения к другой и обратно.

Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Школы при таком подходе должны превратиться в своеобразный «набор конструктора», где школьник сам выбирает детали (учитель, предмет, школа) и составляет свою собственную программу обучения. Единственным условием является результат обучения — компетентность в избранных предметных областях.

На третьем этапе обучения — высшем (необязательном) образовании — задачей преподавателей является демонстрация методов получения знаний и навыков согласно наклонностям ученика к той или иной сфере знаний и деятельности. На этом этапе обучающийся должен определиться с помощью наставников с комплексными областями знаний и деятельностей, которые ему интересны, и начать самостоятельное плавание длиною в жизнь, в процессе которого можно будет получить углубленные знания.

В связи с этим особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста обучения, который раскрывается посредством обеспечения полноты реализации возможностей человека определенного возраста, опираясь на достижения предыдущего этапа развития. Обучение решению социально и личностно значимых проблем и жизненно важных задач каждого возраста путем освоения новых видов деятельности, в которых обучаемые могут самостоятельно разбираться на базе имеющихся навыков, возводится в императив.

No comments: