Wednesday, August 5, 2009

Социализация как элемент образования

На данную тему меня натолкнул вот этот пост:
http://mortulo.livejournal.com/83064.html

Это органично и безусловно — социализация является неотъемлемым элементом образования, который возможен при строго пределённых условиях. Прежде всего — это бульон окружения.

При наличии литературы или доступа к базам данных (допустим, через интернет), можно целенаправленно за 1-2 года научить ребёнка всему, что даётся в школе в плане технических знаний. Можно было бы дать и всё остальное, но если арифметические примеры есть возможность решать не выходя на улицу, то социальные навыки практиковать можно лишь на всём могучем социальном контингенте. И здесь дело не ограничивается социальными элементами с равным развитием — ребёнку придётся пообщаться и с толковыми, и с пробивными, и с глупыми, и с робкими, и с композитными их сочетаниями. Также ребёнок должен на собственной шкуре усвоить и осмыслить нападки, подколы, передразнивания, угрозы и даже их физическую реализацию. Под ударами этой чурки социализирующийся элемент вырабатывает и доводит до автоматизма защитные механизмы, а также определяет свой вес и место в обществе.

Со временем приходит и понимание того, что обществ огромное множество, и в каждом ценны определённые качества. После этого появляется также понимание того, что общества и социум их составляющий — не идеальны. Чтобы общаться с интересным человеком приходится терпеть его глупости или наглости, в какой-то мере приходится подчиняться, подстраиваться или изменять социальное окружение, чтобы чувствовать себя в нём комфортно.

Ни какие воспитатели, репетиторы, няни, бонны или гувернёры не дадут того могучего опыта, который молодёжи предоставляют школы, университеты, дискотеки, походы, секции, вечеринки...

Необходимость посещения неудачных, неподходящих по мнению родителей социальных образований довольно очевидна. Дело в том, что дети, как мы знаем, очень любознательны, и если на определённом этапе родители не потрудятся ознакомить своё чадо с какой-то жизненной составляющей, этим займётся социум, который в отличие от родителей, не обеспокен тем, что случайно или намеренно научит ребёнка "плохому".

Но хуже всего, если без надзора и подсказок человеку приходится погружаться в что-то совсем неизвестное, и потому опасное. Ведь даже тёмный дикий ночной лес может быть безопасным, если вам он в определённой мере известен. Но в то же время одно слово в чужом районе города может стоить здоровья или даже жизни.

К сожалению риск, как правило, оправдан. И всё, что не убъёт, и не покалечит ребёнка, укрепит его. За время жизни может и током ударить, и автомобилем сбить, и по сопатке в тёмной подворотне врезать, — всё на пользу, главное чтобы без серьёзных последствий, и было с кем это обсудить.

Вот несколько примеров наиумнейших слов родителей, обращающихся к своим детям (немного приукрашенных):
— Хочешь курить, послушай внимательно о последствиях и позволь мне покупать тебе хорошие сигареты, пока ты не можешь их себе позволить.
— Некоторые действия могут стать последними в твоей жизни: прыжок с трёхметровой вышки в стакан с водой, полная тарелка сырых мухоморов натощак, или гонка на спорт-каре по окружной в состоянии алкогольного опьянения.
— Давай так, ты сначала попробуешь подниматься каждое утро в семь утра, и отправляться на получасовую прогулку в течение целого месяца, а уж потом мы обсудим какой породы ты хочешь собаку.
— Дочка, если ты хочешь остаться у этого молодого человека на ночь, пожалуйста убедись, что у него чистая постель, и полная тумбочка презервативов. По крайней мере я буду знать где и с кем ты. Не забудь нам позвонить, если у тебя будут вопросы, изменения планов, потому что если ты этого не сделаешь, папе придётся за тобой приехать.
— Ты конечно можешь спать в джинсах на своей постели, если ты сам зарабатываешь на джинсы, постель, и того, кто их стирает.

У каждого взрослого, образованного человека найдётся в памяти несколько таких же умных реплик от старших, или же своих собственных. Социализация, как и любой другой модуль образования, требует практики, и сопутствующих ей ошибок. Следить нужно не за тем, чтобы ваш ребёнок их не совершал, а чтобы смог счастливо пережить, потому что они тоже — часть Жизни.

No comments: