Дедукция (выведение) и индукция (введение) являются методами обработки теорем, базирующихся на данных, полученных в результате их сбора.
Формулировка теорем осуществляется:
— через мышление от частного к общему есть синтез, использующий метод агрегации данных;
— через мышление от общего к частному есть анализ, использующий метод декомпозиции данных.
Метод Шерлока Холмса (отсечение невозможных теорем, выдвинутых на базе собранных данных), метод дедукции, дополняется правилом: "отбросьте невозможное, из оставшегося выберите самое невероятное", был уникальным, оттого что большинство людей мыслят индуктивно, планируют наперед, но не могут по обстановке восстановить историческую последовательность.
Немаловажную роль для этого метода играет структурированность синтаксиса, "инструментов" — знаний, находящихся в распоряжении применяющего такой подход. Запруженность информацией делает такой подход нереализуемым ввиду необходимости устранять противоречия, возникающие в результате наложения дедуктивной матрицы, обременённой неточными, неполными, и противоречивым "знаниями" (в действительности знания, характеризующиеся такими качествами правильнее называть информацией).
К сожалению практическое применение дедуктивного метода настолько трудоёмко, что в современном мире может показаться бессмысленным. Но это только на первый взгляд. Как и любая хорошая привычка, дедуктивный метод мышления лишь на начальном этапе вызывает трудности.
По словам Шерлока Холмса, хорошим практикумом дедуктивного метода является попытка определить профессию незнакомого человека по его внешнему виду и поведению. У вымышленного лондонского гения криминалистики того времени это доходило до автоматизма...
Главное в этом деле — держать свои инструменты в исправности и использовать только самые современные их аналоги. Где-то на задворках моей памяти обнаруживается воспоминание о фильме, в котором Шерлок Холмс попал в современный мир, и на ровном месте начал ошибаться относительно "элементарных" выводов, поскольку его знания о социуме устарели. Впрочем, многие представленные там примеры показались мне надуманными — вряд ли афро-американец стал бы вешать на стену в рамку на память что-либо, напоминающее ему о расовой неприязни соотечественников.
Как печально, что воспоминания об этом у меня весьма обрывочные...